Несколько месяцев назад мы опубликовали рассказ одного из сотрудников компании-поставщика, которая работала и с АвтоВАЗом и с немецким концерном. Материал вызвал бурное обсуждение, многие читатели, работавшие или работающие на производстве поделились своим опытом. Большинство из них не связано с автомобильной промышленностью, однако в целом показывает состояние отрасли. Приводим некоторые из высказываний.
"Я в последнее время технолухов в цеху вижу только на покурить. Чертежи дают такие, что не студенту-первокурснику, но школьнику бы двойку влепили бы. Жаль, не могу приложить образец чертежа на ремонт турбинного подшипника, висящего на моей тумбочке в данную минуту. В двух словах - эскиз, выполненный ручкой с указанием единственного точного размера с допуском на диаметр 300,27 +0,02. Остальное указано незамысловато - "проточить как чисто". Конструкторская и технологическая школы утрачены как класс, оборудование предельно изношено. У нас в цеху в строю станки, полученные в 1943-м году по ленд-лизу",- пишет читатель.
Подтверждают большое наличие брака и в сфере производства электронной аппаратуры.
"Интересное обсуждение, я хоть и не на автозаводах в РФ работал, а в области разработки электронной аппаратуры - но я впервые на заводе узнал, что бывает брак не 0.005%, 0,2% и даже 2% при выпуске изделий, а все 200%, и это не шутка. Поставщик из РФ присылал комплектующие, они вообще с завода были не работающие абсолютно все, отправили обратно, их переделали, прислали снова - и абсолютно все снова нерабочие, наш отдел завода сидел и их все ремонтировал приводя в рабочее состояние перед установкой в конечное изделие",- сетует выходец из СССР.
Низкое качество во многом объясняется вездесущей экономией.
"Супруга имела отношение к поставкам метизов на комбайновый завод. Приходит заявка и спецификация. Подбирает необходимые винты, гайки и т.п Высылает счет на оплату. Через время звонок - можно дешевле? Можно прочность изменить? Можно, будет дешевле, но это не по спецификации. Ответ: загрузите. Вот так и живём. А потом удивляемся, почему ржавеет техника и служит так мало",- откровенно заявляет Сергей.
Эдуард объяснил принципиальное различие в подходах к проектированию и производству в России и Германии.
"Работал и работаю с немцами. Одно из главных требований немцев - делать все строго по чертежам. Исполнителя со своими "идеями" сразу завернут. Одно из главных отличий немецкого работяги и русского это: у немца 100% исполнительность и квалификация, а вот у русского работяги полно идей как сделать лучше и проще. В результате получайте:"Приходиться делать образец на коленке".
Читать также: «Самые ржавые и самые кривые кузова отправляли к нам»: как собирали автомобили на ТагАЗе. Откровения работника