Если бы не господдержка, продажи Лад были бы куда скромнее.
Всем известно, что государство активно поддерживает АвтоВАЗ как заградительным утильсбором, так и различными программами. Все смирились, что надо помогать отечественному производителю, но всё перевернулось вверх дном 14 января 2021 года, когда владелец АвтоВАЗ - Renault, представил свою новую стратегию.
Согласно ей, Лада с 2025 года сливается с румынской Dacia, и абсолютно все автомобили будут производиться на французской платформе. Утрируя, АвтоВАЗ превратится в сборочную площадку, а инженеры будут попросту не нужны.
Возникает логичный вопрос - куда ушли миллиарды госпомощи и почему эти вливания продолжают.
К примеру в 2020 году на льготные автокредиты и лизинг было выделено из бюджета 33 млрд рублей. Главный выгодоприобретатель - АвтоВАЗ из-за солидной доли на рынке. В 2021 году на эти цели планируется израсходовать еще 15 млрд рублей.
Не стоит забывать и о заградительном утилизационном сборе: он составляет несколько сотен тысяч рублей, но государство его компенсирует тем, автопроизводителям, кто имеет свои заводы в РФ. В плюсе же не только АвтоВАЗ, логично скажете вы. Пока да, но с каждым годом Минпромторг увеличивает баллы локализации от которых происходит выплата субсидии. Соответственно в ближайшем будущем лишь очень глубоко локализованные производства получат компенсацию. А это АвтоВАЗ, УАЗ и еще некоторые. Остальные же автомобили подорожают - утильсбор переложат на плечи потребителей.
Нужно понимать, что без этих мер со стороны государства, Лады стоили куда бы дороже, и вряд ли имели такую долю рынка.
АвтоВАЗ платит налоги - это же хорошо. Да, только совместная компания госкорпорации Ростех и Renault - Alliance Rostec Auto B.V., которой принадлежит 100% акций отечественного автогиганта, до сих пор зарегистрирована в офшоре в Голландии.
Не стоит забывать и имущественный взнос в 75 млрд рублей, который сделало правительство в 2008 году. Теперь же доля Ростеха всего 32%, остальное - у французов.
В сухом остатке от поддержки АвтоВАЗа выигрывают только несколько десятков тысяч рабочих и смежных компаний. Без учета этого можно констатировать - деньги вылетают в трубу. Но это полбеды. В погоне за полной локализацией автомобильный рынок России сузится до нескольких десятков моделей - большинство зарубежных производителей не видит смысла в столь глубокой локализации из-за небольшого по объемам российского рынка, поэтому им проще поднять цены, а после падения спроса - уйти. Что мы уже и начинаем наблюдать.