Или почему скрытый перегрев также опасен, как и пар, валящий из-под капота.
Журнал "За рулем" поднял довольно интересную тему - перегрев современных двигателей. Все прекрасно помнят, как несколько десятилетий назад на обочинах можно было увидеть автомобили, с валившим из-под капота паром. Сейчас ситуация стала намного лучше - с явными перегревами встречаются единицы, однако если он все же произойдет - последствия будут куда серьезней. К тому же распространение получили так называемые скрытые перегревы, а они могут быть еще опасней.
За последние 20-30 лет значение рабочей температуры мотора поднялось с 80 до 105 градусов. И дело не только в большей эффективности самого агрегата и повышении надежности компонентов - как всегда и тут присутствует рука экологов. При больших температурах возрастает экономичность, а отработавшие газы более экономичны, что не оставляет инженерам другого выхода в век заботы о природе.
Однако в этой ситуации есть принципиальное "узкое горлышко" - у системы охлаждения нет запаса. Наглядный пример - раньше для мотора менее 100 л.с. приходилось порядка 10 литров охлаждающей жидкости, сейчас же на 122-сильной Весте всего 6.4 л. антифриза, на двухлитровой 149-сильной Hyundai Creta всего 5.7 литров!
И это не говоря об облегченных радиаторах, у которых даже при малейшем засорении снижается эффективность работы. А ведь красная зона совсем близка к рабочей: уже при 120-125 градусов могут начаться неприятности, а эти 15 градусов могут перевалить в мгновение ока. Причем такой перегрев не менее опасен, чем пар, валящий из-под капота: автовладелец попросту не заметит проблем, а они накапливаются как снежный ком.
Чем это грозит?
Во-первых, задирами, ведь зазоры между цилиндром и поршнем опять же для эффективности минимальны, а при расширении металла вследствие высоких температур исчезают вовсе.
Выход из строя катализатора вследствие плавления керамических сот.
В-третьих, масло быстрее теряет свою эффективность, что усугубляется межсервисными интервалами в 15 тыс км у большинства автопроизводителей.
Что же делать?
Меры просты и банальны.
1. Перво-наперво конечно следить за чистотой радиатора. В принципе эта мера убережет в 9 из 10 случаев.
2. Летом стоит воздержаться от высоких оборотов.
3. Следить за температурой охлаждающей жидкости. На некоторых автомобилях есть только невнятная контрольная лампа, в таких случаях лучше установить электронный термометр.
4. Мерой профилактики можно назвать установку термостата с более низкой температурой открытия. Несколько градусов могут спасти мотор. Однако это мера подойдет для "продвинутых автолюбителей". Всем остальным хватит первых трех пунктов.
А что вы думаете о перегреве современных моторов? Или эта тема уже не актуальна с появлением современных и надежных комплектующих? Выскажитесь в комментариях ниже.