Автоновости

ИЖ-14, а не «Нива» должен был стать автомобилем для председателей колхозов. Но вазовцы увели заказ

ИЖ-14, а не «Нива» должен был стать автомобилем для председателей колхозов. Но вазовцы увели заказ

В 70-е на «ИжМаше» разрабатывали массовый внедорожник, который погубила «Нива».

Разработка легкового полноприводного автомобиля на «ИжМаше» проводилась практически одновременно с ВАЗом, однако «Ниве» суждено было стать легендарной, а ИЖ-14 был выпущен в единственном экземпляре.

Но начиналось все с ИЖ-5, когда страна в 60-х годах начала нуждаться в компактном внедорожнике, предназначенном для езды сельских руководителей. УАЗ больше подходил для армии, а председателю колхоза требовался более комфортный автомобиль. Разработкой именно такой машины и занялся «ИжМаш».

Опытный образец долго не заставил себя ждать. Важной особенностью ИЖ-5 стал несущий кузов и оригинальная раздатка. Между раздаточной коробкой и коробкой передач исключили промежуточный вал, за счет чего трансмиссия избавилась от вибраций и шумов. Помимо этого, для управления раздаткой и передним мостом использовался один рычаг. Задняя подвеска – компактная торсионная, передняя – усиленная независимая от «Москвича». Мотор – УЗАМ-412, устанавливавшийся на раллийный 412-й «Москвич». При увеличении клиренса инженеры поняли, что высота двигателя не позволяет вместить его под капотом, поэтому было принято решение использовать горизонтальную версию карбюратора «Солекс», а впускной коллектор изменили. Создали лишь один прототип ИЖ-5, а над красотой кузова не задумывались. Результат – страшная угловатая конструкция.

Спустя некоторое время разработку «пятерки» прекратили, но ее основа послужила для создания ИЖ-14 – первого в истории Союза короткобазного безрамного полноприводного внедорожника, появившегося в 1972 году. Внешность модели оказалась вполне достойной, раздаточную коробку установили новую с одним рычагом, включающим сразу оба моста с «понижайкой». Передняя подвеска снова москвичевская усиленная, задняя изначально предполагалась торсионной, но потом остановились на рессорной (опять же от 412-го «Москвича»). Тормоза барабанного типа гидравлические, дополненные гидровакуумным усилителем. Колесная база – 2300 мм, высота – 1640 мм, ширина – 1680 мм, длина – 3600 мм.

Одновременно с этим разработку аналогичного автомобиля поручили ВАЗу. Массовым ИЖ-14 стать не успел, поскольку нуждался во множестве доработок, да и были проблемы с постановкой его на конвейер из-за приоритета предприятия на выпуск военной техники. Еще один момент, тормозивший дело – слабая унификация с «Москвич-412»: не хватало общих подвесок для рентабельности выпуска модели, а запуску на конвейер ВАЗ-2121 ничего не мешало. Более того, в ходе испытаний выяснили, что вариант от ВАЗа все же превосходит по многим показателям прототип от «ИжМаша».

Сохранившийся ИЖ-14 простоял в бомбоубежище предприятия несколько десятилетий. Сейчас его наспех отреставрировали, изменили салон и окраску, при этом, не учтя историческая правду, после чего поместили машину в переход главного корпуса, где он и находится сегодня в импровизированном музее.

Кстати, бытует мнение, что вазовцы при разработке Нивы попросту списали внешний вид с ИЖ-14. Так ли это никто не знает, однако визуальное сходство налицо.

Читать также: Постоянно что-то ломается: отзыв владельца о 5-ти дверной Ниве 4х4 2131. Ее минусы и проблемы

Наверх