Правительство искусственно ограничивает конкуренцию, поддерживая АвтоВАЗ. Но страдают от этого обычные автолюбители, которые хотели бы купить иномарку.
Автомобильные итоги 2019 года в России не радуют: продажи упали на 2,3% или в 1,73 млн машин в абсолютном выражении. Для сравнения в благополучном 2012-м было реализовано почти 3 млн автомобилей.
Прогноз на 2020 год также пессимистичен: различные аналитические агентства предрекают снижение продаж на 2-10%. О росте, даже минимальном, уже никто не говорит.
Однако есть и тот, кто сумел заработать - конечно же это АвтоВАЗ, правда во многом за счет государственной поддержки и искусственного ограничения конкуренции. В 2019 году рост продаж Лад составил 1%, еще больше прогнозируется в 2020 году.
С одной стороны успех АвтоВАЗа понятен: Лады уже приближаются по качеству к бюджетным иномаркам, да и дешевле их. Однако стоит отметить, что это не Лады дешевые, а иномарки дорогие, и в первую очередь это "заслуга" государства.
Правительство искусственно поднимает цены на иномарки за счет утилизационного сбора. С 1 января 2020 года он в очередной раз вырос на 50-150% в зависимости от объема двигателя. К примеру в 2018 году утильсбор на Hyundai Solaris 1.4 составлял 80 тыс рублей, а с 1 января 2020 года повысился до 160 тыс рублей. Для автомобилей с объемом двигателя в 2 литра и более сборы будут исчисляться уже суммами в 250-300 тыс рублей.
Коэффициенты утилизационного сбора с 2020 года. Их нужно умножить на единую ставку в 20 тыс рублей
Однако эта сумма практически полностью компенсировалась государством через промышленные субсидии тем автопроизводителям, которые наладили в России производство. Именно поэтому собранные у нас машины были более привлекательны по цене, чем завезённые иномарки.
Но такое положение дел не нравилось альянсу Renault-Nissan (куда входит АвтоВАЗ), ГАЗу и КАМАЗу, поэтому с 2020 года изменился принцип возврата сбора - теперь он будет напрямую зависеть от степени локализации. Всем автопроизводителям, кто наладил сборку в России компенсируют лишь 50% утильсбора, остальную сумму будут рассчитывать по баллам, начисляемыми за степень локализации. С 2021 сумма гарантированного возврата и вовсе снизится до 25%.
Нетрудно догадаться, что основным выгодополучателем от нововведений окажется АвтоВАЗ - именно под него и вводятся новые правила. Остальным производителям остается лишь повышать цены, что компенсировать новые сборы.
Тем же, кто и вовсе решился приобрести автомобиль, собранный за пределами РФ, нужно готовится в ближайшие годы к повышению цен на 50-300 тыс рублей лишь за счет злополучного сбора. А его общая сумма в стоимости автомобиля может достигать 20%.
К примеру BMW 320i стоит 2,6 млн. рублей. В эту цену входит утилизационный сбор в размере 160 тыс рублей. К этой сумме стоит добавить 15% пошлину на ввоз. Итого 680 тыс рублей покупатель в будущем может отдать в бюджет РФ. Благо пока BMW производят в Калининграде, правда по методу крупноузловой сборки
И это мы еще не затронули отмену компенсаций пошлин на импорт автокомпонентов, которые как раз и нужны для локальной сборки, а также и госпрограммы льготного автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» (при покупке авто стоимостью до 1 млн руб государство компенсирует 10%). Все эти меры также заточены под спасение именно АвтоВАЗа.
Стоит отметить, что 100% акций АвтоВАЗа владеет компания Alliance Rostec Auto B.V., зарегистрированная в Нидерландах, считающиеся офшорной зоной. Самой Alliance Rostec Auto B.V. владеют Renault и Ростех, причем у французов 75% акций.
Стоит ли спасать АвтоВАЗ, причем практически иностранный, ценой ограничения здоровой конкуренции - большой вопрос.
Читать по теме: АвтоВАЗ - это французский производитель с регистрацией в офшоре или почему Лады - настоящие иномарки